Виды мероприятий пожарного надзора

Какие бывают контрольные мероприятия государственного пожарного надзора

Собрали большую подборку информации о контрольных (надзорных) мероприятиях (далее — КНМ), которые проводят инспекторы государственного пожарного надзора (далее — инспекторы ГПН). 

Подборка будет полезна начинающим специалистам пожарной отрасли и руководителям организаций, которые хотят разобраться в видах КНМ. Сперва объясним общие понятия, а затем применим их к конкретным видам КНМ.

Предупреждаем: мы не будем говорить о лицензировании отдельных видов деятельности, а также о КНМ, которые могут проводиться в ходе осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.

Что такое контрольные (надзорные) мероприятия?

В настоящий момент нет официального определения данного понятия в нормативных документах. 

Своими словами, контрольные (надзорные) мероприятия можно представить как совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.

Цели и задачи контрольных мероприятий

Цели и задачи любого КНМ сводятся к контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Есть 2 вида КНМ, согласно статье 56 Федерального закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ):

  1. проводимые при непосредственном взаимодействии с контролируемым лицом; 
  2. проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом.

КНМ могут проводиться в плановом (на основании заранее согласованных с органами прокуратуры и утвержденных в установленном порядке планов КНМ), или внеплановом порядке. Для проведения внеплановых КНМ необходимо наличие определенных оснований.

В соответствии с пунктами 30, 31 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290) должностными лицами государственного пожарного надзора во взаимодействии с проверяемым лицом проводятся следующие виды КНМ ↓

Плановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Выездная проверка — наиболее известное в народе КНМ. Отличается большой продолжительностью — до 10 рабочих дней, а также максимальным набором возможных инструментов для оценки пожарной опасности объекта (истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, исследование, экспертиза и прочее).

2) Инспекционный визит — “младший брат” выездной проверки. Проводится за один рабочий день. В арсенале инспектора отсутствует возможность назначения длительных экспертиз и исследований.

3) Рейдовый осмотр — вид КНМ, схожий с выездной проверкой. Основное отличие — возможность в рамках одного КНМ проверить сколько угодно юридических лиц. Есть два важных условия: 1) все юридические лица должны находиться на одной территории, 2) на проверку каждого юридического лица отводится не более одного дня.

Внеплановые — во взаимодействии с проверяемым лицом

1) Инспекционный визит;

2) Рейдовый осмотр;

3) Выездная проверка;

4) Документарная проверка — КНМ не предполагает прямого взаимодействия проверяемого лица с инспектором. Взаимодействие осуществляется исключительно представлением документов и их анализом надзорными органами.

Виды КНМ, проведение которых нацелено на оценку соответствия зданий, сооружений, строений обязательных требованиям на этом заканчивается, однако Постановление № 290 содержит еще такой вид КНМ, как выборочный контроль.

Внеплановые — без взаимодействия с проверяемым лицом

Стоит также отметить, что в соответствии со статьей 56 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы вправе проводить без взаимодействия с контролируемыми лицами следующие КНМ:

1) Наблюдение за соблюдением обязательных требований. Проходит в формате анализа общедоступных данных находящихся в сети “Интернет”, данных, содержащихся в различных  государственных и муниципальных информационных системах или представленных другими ведомствами.

2) Выездное обследование – оценка соответствия требований пожарной безопасности путем посещения общедоступных помещений здания (например — торгового зала гипермаркета) или территории.

Данные КНМ без взаимодействия проводятся исключительно внепланово. Практика их проведения не столь обширна, поэтому мы не будем их подробно рассматривать в этой статье.

Для большего понимания зафиксируем всю изложенную выше информацию в виде инфографики.

Какие бывают контрольные (надзорные) мероприятия государственного пожарного надзора

Основания для контрольных (надзорных) мероприятий

Основанием для проведения планового КНМ служит наступление срока его проведения, установленного планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Основания для проведения внеплановых КНМ установлены статьей 57 и статьей 66 248-ФЗ:

1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Подобные сведения могут поступать в ходе межведомственного взаимодействия, от граждан, юридических лиц, СМИ или из прочих источников. Для краткости условимся называть это основание сведениями о причинении вреда (ущерба);

2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц. Далее назовем это основание просто поручением Президента или Правительства РФ;

3. Требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Далее подобное основание будем называть требованием прокурора;

4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. В дальнейшем для краткости назовем – истечение срока исполнения предписания.

Действия инспектора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Под контрольным (надзорным) действием (далее – КНД) понимается одна или несколько операций, проводимых инспектором в ходе КНМ. Проведение КНД направлено на выполнение основных целей и задач КНМ.

Перечислим все КНД без привязки к конкретным видам КНМ:

1) Осмотр – инспектор имеет право беспрепятственно осматривать все помещения объекта защиты контролируемого лица (за исключением каких-либо особых помещений, например, для посещения которых необходим допуск к государственной тайне, а также жилых помещений в жилых домах);

2) Опрос – диалог инспектора и контролируемого лица по вопросам проверки (получение пояснений, дополнений,комментариев и прочее) изложенный в письменном виде;

3) Получение письменных объяснений – запрос инспектором каких-либо письменных свидетельств или ответа на поставленные вопросы, имеющие значение для проведения проверки;

4) Истребование документов – запрос перечня документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны вестись и храниться на объекте контролируемого лица;

5) Отбор проб (образцов) – изъятие проб (образцов) материалов для дальнейшей отправки их на экспертизу (например части линолеума на соответствие сведений, указанных в сертификате на покрытие);

6) Инструментальное обследование – обследование с применением специального оборудования и (или) технических приборов для определение чего-либо, например замер ширины коридора или уровня шума, создаваемого системой оповещения;

7) Испытание – мероприятие, проводимое с применение специального оборудования и (или) технических приборов, направленное на оценку соответствия чего-либо например испытание наружного или внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу или испытание пожарных лестниц на нагрузку.

8) Экспертиза – длительное мероприятие с привлечение эксперта и постановкой перед ним каких-либо вопросов, например соответствия путей эвакуации или системы пожарной сигнализации требованиям пожарной безопасности 

Результаты контрольных (надзорных) мероприятий

В результате проведения КНМ формируются итоговые документы, а также принимаются необходимые решения. Перечень решений, принимаемых по результатам проведения КНМ закреплён статьей 90 248-ФЗ. 

Перечислим все возможные решения, которые могут быть приняты инспектором ГПН, без привязки к конкретному КНМ:

1. Выдать акт КМН. Составляется по результатам любого КНМ;

2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также в дальнейшем осуществить контроль за его исполнением. Составляется только при выявлении нарушений;

3. Незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования. Применяется в исключительном порядке при необходимости немедленного реагирования;

4. Принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (предупреждение, административный штраф. дисквалификация, административное приостановление деятельности). За нарушения требования пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность (в ряде случаев и уголовная);

5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований. На усмотрение инспектора;

6. Провести иные профилактические мероприятия. На усмотрение инспектора.

В ходе проведения КНМ могут составляться и другие документы, например: 

1. Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Составляются при проведении некоторых видов КНМ;

2. Протоколы контрольных (надзорных) действий – осмотра, инструментального обследования и прочее;

3. К материалам проверки также могут прикладываться копии документов, представленных контролируемым лицом (акты, договоры, выписки и прочее).

«Макет» проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Составим определенный «макет» проведения КНМ. Он не учитывает особенностей проведения определённых видов КНМ, однако показывает общий порядок:

1.   Издание решения о проведении КНМ. Внесение решения о проведении КНМ в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» на сайте генеральной прокуратуры РФ;

2.   Проведения согласования КНМ с органами прокуратуры (при необходимости);

3.   Уведомление контролируемого лица о проведении КНМ (при необходимости);

4.   Выход инспектора на объект защиты и(или) запрос необходимых документов;

5.   Проведение необходимых КНД, анализ полученных документов и сведений;

6.   Принятие соответствующих решений по результатам проведения КНМ, подготовка отчетных документов.

7.   Планирование КНМ по контролю предписания (при наличии нарушений).

По ходу проведения КНМ у контролируемого лица есть возможность знакомиться с составленными в ходе КНМ документами, в том числе посредствам информации, представленной на сайте Генеральной прокуратуры РФ. 

Введя номер КНМ, указанного в левом верхнем углу решения о проведении КНМ или отсканировав QR-код на первом листе документа, можно получить все необходимые сведения о проведении КНМ (дату проведения, время, место, основания и прочее).

Применим “макет” на примере конкретных КМН. 

Инспекционный визит

Может быть плановым и внеплановым КНМ. 

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения инспекционного визита, установленного планом проведения КНМ.

 

Основания для внепланового КНМ:
1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);
2. Поручение Президента или Правительства РФ;
3. Требование прокурора;
4. Истечение срока исполнения предписания.

Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо о проведении КНМ заранее не уведомляется. 

Сроки проведения КНМ: не может превышать один рабочий день.

 

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: 
• осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
• опрос;
• получение письменных объяснений;
• инструментальное обследование;
• истребование документов.

 

Результаты КНМ:
• акт инспекционного визита;
• протоколы контрольных (надзорных) действий;
• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);
• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);
• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Выездная проверка

Может быть плановым и внеплановым КНМ. 

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения выездной проверки, установленного планом проведения КНМ.

 

Основания для внепланового КНМ:
1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);
2. Поручение Президента или Правительства РФ;
3. Требование прокурора;
4. Истечение срока исполнения предписания.

Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала. 

Сроки проведения КНМ: общий срок не может превышать десять рабочих дней, для малого предприятия — не более 50-ти часов, для микропредприятия — не более 15-ти часов.

 

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: 
• осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
• опрос;
• получение письменных объяснений;
• инструментальное обследование;
• истребование документов;
• отбор проб (образцов);
• испытание;
• экспертиза.

 

Результаты КНМ:
• акт выездной проверки;
• протоколы контрольных (надзорных) действий;
• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);
• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);
• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Рейдовый осмотр

Может быть плановым и внеплановым КНМ. 

Основания для планового КНМ: наступление срока проведения рейдового осмотра, установленного планом проведения КНМ.

 

Основания для внепланового КНМ:
1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);
2. Поручение Президента или Правительства РФ;
3. Требование прокурора;
4. Истечение срока исполнения предписания.

Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано. 

Сроки проведения КНМ: общий срок КНМ не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом не может превышать один рабочий день.

 

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: 
• осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
• опрос;
• получение письменных объяснений;
• инструментальное обследование;
• истребование документов;
• отбор проб (образцов);
• испытание;
• экспертиза.

 

Результаты КНМ:
• акт рейдового осмотра (составляется в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение);
• протоколы контрольных (надзорных) действий;
• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение;
• возбуждение дел об административном правонарушении (при наличии нарушений);
• Дополнительно: проверочные листы (при проведении планового КНМ), выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

Документарная проверка

Исключительно внеплановое КНМ. 

 

Основания для КНМ:
1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба);
2. Поручение Президента или Правительства РФ;
3. Требование прокурора.

Согласование: не требуется.

Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано. 

Сроки проведения КНМ: не может превышать десять рабочих дней.

Действия инспектора ГПН в ходе проведения КНМ: 
• получение письменных объяснений;
• истребование документов.

Результаты КНМ:
• акт документарной проверки;
• предписание об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);
• возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии нарушений);
• Дополнительно (по желанию инспектора): выдача рекомендаций и иные профилактические мероприятия.

авторомРоман Бондарь

Компания ООО "Русхиминвест" предлагает своим клиентам пенообразователи для пожаротушения типов: S, AFFF, AFFF-AR, AFFF-AR/LV, FFFP, S-WA. А так же противопожарное оборудование, защитные укрытия. По всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (901) 284-90-04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *