Какие бывают контрольные мероприятия государственного пожарного надзора
Собрали большую подборку информации о контрольных (надзорных) мероприятиях (далее — КНМ), которые проводят инспекторы государственного пожарного надзора (далее — инспекторы ГПН).
Подборка будет полезна начинающим специалистам пожарной отрасли и руководителям организаций, которые хотят разобраться в видах КНМ. Сперва объясним общие понятия, а затем применим их к конкретным видам КНМ.
Предупреждаем: мы не будем говорить о лицензировании отдельных видов деятельности, а также о КНМ, которые могут проводиться в ходе осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.
Что такое контрольные (надзорные) мероприятия?
В настоящий момент нет официального определения данного понятия в нормативных документах.
Своими словами, контрольные (надзорные) мероприятия можно представить как совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.
Цели и задачи контрольных мероприятий
Цели и задачи любого КНМ сводятся к контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Есть 2 вида КНМ, согласно статье 56 Федерального закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ):
- проводимые при непосредственном взаимодействии с контролируемым лицом;
- проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом.
КНМ могут проводиться в плановом (на основании заранее согласованных с органами прокуратуры и утвержденных в установленном порядке планов КНМ), или внеплановом порядке. Для проведения внеплановых КНМ необходимо наличие определенных оснований.
В соответствии с пунктами 30, 31 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290) должностными лицами государственного пожарного надзора во взаимодействии с проверяемым лицом проводятся следующие виды КНМ ↓
Плановые — во взаимодействии с проверяемым лицом
1) Выездная проверка — наиболее известное в народе КНМ. Отличается большой продолжительностью — до 10 рабочих дней, а также максимальным набором возможных инструментов для оценки пожарной опасности объекта (истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, исследование, экспертиза и прочее).
2) Инспекционный визит — “младший брат” выездной проверки. Проводится за один рабочий день. В арсенале инспектора отсутствует возможность назначения длительных экспертиз и исследований.
3) Рейдовый осмотр — вид КНМ, схожий с выездной проверкой. Основное отличие — возможность в рамках одного КНМ проверить сколько угодно юридических лиц. Есть два важных условия: 1) все юридические лица должны находиться на одной территории, 2) на проверку каждого юридического лица отводится не более одного дня.
Внеплановые — во взаимодействии с проверяемым лицом
1) Инспекционный визит;
2) Рейдовый осмотр;
3) Выездная проверка;
4) Документарная проверка — КНМ не предполагает прямого взаимодействия проверяемого лица с инспектором. Взаимодействие осуществляется исключительно представлением документов и их анализом надзорными органами.
Виды КНМ, проведение которых нацелено на оценку соответствия зданий, сооружений, строений обязательных требованиям на этом заканчивается, однако Постановление № 290 содержит еще такой вид КНМ, как выборочный контроль.
Внеплановые — без взаимодействия с проверяемым лицом
Стоит также отметить, что в соответствии со статьей 56 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы вправе проводить без взаимодействия с контролируемыми лицами следующие КНМ:
1) Наблюдение за соблюдением обязательных требований. Проходит в формате анализа общедоступных данных находящихся в сети “Интернет”, данных, содержащихся в различных государственных и муниципальных информационных системах или представленных другими ведомствами.
2) Выездное обследование – оценка соответствия требований пожарной безопасности путем посещения общедоступных помещений здания (например — торгового зала гипермаркета) или территории.
Данные КНМ без взаимодействия проводятся исключительно внепланово. Практика их проведения не столь обширна, поэтому мы не будем их подробно рассматривать в этой статье.
Для большего понимания зафиксируем всю изложенную выше информацию в виде инфографики.
![Какие бывают контрольные (надзорные) мероприятия государственного пожарного надзора](https://takir.ru/wp-content/uploads/2022/12/kontrolnye-nadzornye-meroprijatija-gosudarstvennogo-pozharnogo-nadzora-1024x470.png)
Основания для контрольных (надзорных) мероприятий
Основанием для проведения планового КНМ служит наступление срока его проведения, установленного планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Основания для проведения внеплановых КНМ установлены статьей 57 и статьей 66 248-ФЗ:
1. Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Подобные сведения могут поступать в ходе межведомственного взаимодействия, от граждан, юридических лиц, СМИ или из прочих источников. Для краткости условимся называть это основание сведениями о причинении вреда (ущерба);
2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц. Далее назовем это основание просто поручением Президента или Правительства РФ;
3. Требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Далее подобное основание будем называть требованием прокурора;
4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. В дальнейшем для краткости назовем – истечение срока исполнения предписания.
Действия инспектора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
Под контрольным (надзорным) действием (далее – КНД) понимается одна или несколько операций, проводимых инспектором в ходе КНМ. Проведение КНД направлено на выполнение основных целей и задач КНМ.
Перечислим все КНД без привязки к конкретным видам КНМ:
1) Осмотр – инспектор имеет право беспрепятственно осматривать все помещения объекта защиты контролируемого лица (за исключением каких-либо особых помещений, например, для посещения которых необходим допуск к государственной тайне, а также жилых помещений в жилых домах);
2) Опрос – диалог инспектора и контролируемого лица по вопросам проверки (получение пояснений, дополнений,комментариев и прочее) изложенный в письменном виде;
3) Получение письменных объяснений – запрос инспектором каких-либо письменных свидетельств или ответа на поставленные вопросы, имеющие значение для проведения проверки;
4) Истребование документов – запрос перечня документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны вестись и храниться на объекте контролируемого лица;
5) Отбор проб (образцов) – изъятие проб (образцов) материалов для дальнейшей отправки их на экспертизу (например части линолеума на соответствие сведений, указанных в сертификате на покрытие);
6) Инструментальное обследование – обследование с применением специального оборудования и (или) технических приборов для определение чего-либо, например замер ширины коридора или уровня шума, создаваемого системой оповещения;
7) Испытание – мероприятие, проводимое с применение специального оборудования и (или) технических приборов, направленное на оценку соответствия чего-либо например испытание наружного или внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу или испытание пожарных лестниц на нагрузку.
8) Экспертиза – длительное мероприятие с привлечение эксперта и постановкой перед ним каких-либо вопросов, например соответствия путей эвакуации или системы пожарной сигнализации требованиям пожарной безопасности
Результаты контрольных (надзорных) мероприятий
В результате проведения КНМ формируются итоговые документы, а также принимаются необходимые решения. Перечень решений, принимаемых по результатам проведения КНМ закреплён статьей 90 248-ФЗ.
Перечислим все возможные решения, которые могут быть приняты инспектором ГПН, без привязки к конкретному КНМ:
1. Выдать акт КМН. Составляется по результатам любого КНМ;
2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также в дальнейшем осуществить контроль за его исполнением. Составляется только при выявлении нарушений;
3. Незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования. Применяется в исключительном порядке при необходимости немедленного реагирования;
4. Принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (предупреждение, административный штраф. дисквалификация, административное приостановление деятельности). За нарушения требования пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность (в ряде случаев и уголовная);
5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований. На усмотрение инспектора;
6. Провести иные профилактические мероприятия. На усмотрение инспектора.
В ходе проведения КНМ могут составляться и другие документы, например:
1. Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Составляются при проведении некоторых видов КНМ;
2. Протоколы контрольных (надзорных) действий – осмотра, инструментального обследования и прочее;
3. К материалам проверки также могут прикладываться копии документов, представленных контролируемым лицом (акты, договоры, выписки и прочее).
«Макет» проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Составим определенный «макет» проведения КНМ. Он не учитывает особенностей проведения определённых видов КНМ, однако показывает общий порядок:
1. Издание решения о проведении КНМ. Внесение решения о проведении КНМ в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» на сайте генеральной прокуратуры РФ;
2. Проведения согласования КНМ с органами прокуратуры (при необходимости);
3. Уведомление контролируемого лица о проведении КНМ (при необходимости);
4. Выход инспектора на объект защиты и(или) запрос необходимых документов;
5. Проведение необходимых КНД, анализ полученных документов и сведений;
6. Принятие соответствующих решений по результатам проведения КНМ, подготовка отчетных документов.
7. Планирование КНМ по контролю предписания (при наличии нарушений).
По ходу проведения КНМ у контролируемого лица есть возможность знакомиться с составленными в ходе КНМ документами, в том числе посредствам информации, представленной на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Введя номер КНМ, указанного в левом верхнем углу решения о проведении КНМ или отсканировав QR-код на первом листе документа, можно получить все необходимые сведения о проведении КНМ (дату проведения, время, место, основания и прочее).
Применим “макет” на примере конкретных КМН.
Может быть плановым и внеплановым КНМ.
Основания для планового КНМ: наступление срока проведения инспекционного визита, установленного планом проведения КНМ.
Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.
Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо о проведении КНМ заранее не уведомляется.
Сроки проведения КНМ: не может превышать один рабочий день.
Может быть плановым и внеплановым КНМ.
Основания для планового КНМ: наступление срока проведения выездной проверки, установленного планом проведения КНМ.
Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.
Уведомление о проведении КНМ: контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.
Сроки проведения КНМ: общий срок не может превышать десять рабочих дней, для малого предприятия — не более 50-ти часов, для микропредприятия — не более 15-ти часов.
Может быть плановым и внеплановым КНМ.
Основания для планового КНМ: наступление срока проведения рейдового осмотра, установленного планом проведения КНМ.
Согласование: требует предварительного согласования с органами прокуратуры, если основание проведения — наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба). По иным основанием согласование не требуется.
Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано.
Сроки проведения КНМ: общий срок КНМ не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом не может превышать один рабочий день.
Исключительно внеплановое КНМ.
Согласование: не требуется.
Уведомление о проведении КНМ: не регламентировано.
Сроки проведения КНМ: не может превышать десять рабочих дней.